ИноСМИ: Российский плакат чемпионата мира по футболу 2018 года содержит скрытое послание Западу » Диванные войска

ИноСМИ: Российский плакат чемпионата мира по футболу 2018 года содержит скрытое послание Западу

QUARTZ (США) | Макс де Халдеванг (Max de Haldevang) | 29 ноября, 2017

ИноСМИ: Российский плакат чемпионата мира по футболу 2018 года содержит скрытое послание Западу

Плакат Игоря Гуровича наполнен символикой "великой державы". (Игорь Гурович / ФИФА)

Для всех очевидно, что плакат чемпионата мира по футболу 2018 года является хвалебной песней советским образам старой школы. Но не столь явно отражены слои ностальгии и символики “великой державы”, запрятанные в нее, поскольку Россия готовится ко второму крупному геополитическому престижному проекту со времен Олимпиады в Сочи: Чемпионату мира по футболу.

Советский вратарь

По центру летит легендарный вратарь Лев Яшин, которого называли “черным пауком”** за свою прыгучесть, худощавость и характерную черную форму. Несомненно, лучший российский футболист всех времен, Яшин выступал за Советский Союз на четырех чемпионатах мира и принес победу на чемпионате Европы 1960 года и золото на Олимпиаде 1956 года. Это единственный вратарь, выигравший Ballon d’Or ФИФА как игрок года.

Однако плакат несет гораздо больше нюансов, чем просто изображение лучшего игрока России. Яшин был во главе команды в то время, когда Советский Союз укреплял свои позиции как мировая держава в сферах экономики, промышленности, технологий и спорта.

Футбол нарекли "спортом рабочих" в ранний советский период, но СССР не участвовал в международных соревнованиях до 1950-х годов. Яшин был главной фигурой команды, когда они впервые продемонстрировали миру свое мастерство.

Также он занимал позицию, которая долгое время держалась в центре советской спортивной иконографии. Когда во многих странах боготворили нападающего или эпатажного полузащитника, советское искусство 1930-х годов изображало вратаря типичным советским героем-аутсайдером.

«В отличие от капиталистического индивидуализма нападающего, стремящегося к личной славе, вратарь выступает за коллективизм; невоспетый герой позади, чьи интересы “подчинены” интересам команды», - пишет академик Андрей Апостолов в газете 2014 года, рисуя образ российского вратаря.

Тяжеловесными намеками на конфликт с Германией, которая, в конце концов, увидела, как СССР влился во Вторую мировую войну, фильмы Сталинской эпохи характеризовали вратаря как “обыкновенного человека”, защитника границ России от команды фигурно вылепленных эстетов Германии. Яшину не подошел бы образ лучше, чем активно культивирующийся понятный образ “обаятельного негодяя”, который явился из ниоткуда. Родившись в бедной московской семье, Яшин начал работать на заводе с 13 лет и во время своей карьеры утверждал, что перед каждой игрой замахивал стопку водки для тонуса мышц и выкуривал сигарету, чтобы успокоить нервы.

Он вывел образ вратаря вперед, и точно так же самовосприятие СССР изменилось в 1950-х и 60-х годах. Во времена Яшина перед СССР стояла серьезная задача глобального военного доминирования в гонке ядерных вооружений, а это побольше, чем быть просто задиристым защитником ворот Ленинграда от Гитлера или Москвы от Наполеона. Наряду с идеей ядерного запугивания, подразумевая атаку как разновидность защиты, Яшин революционизировал роль вратаря.

До него вратари всегда оставались позади в качестве последней линии обороны, ожидая ударов со стороны противника. Яшин, с другой стороны, атаковал в штрафной площадке и закрывал нападающих, начиная свои собственные атаки, превращаясь из вратаря в “чистильщика”***.

Таким образом, центральное расположение Яшина, которое президент Владимир Путин использует как пример российской власти, несет в себе несколько сообщений. Поскольку Кремль изображает Россию постоянно подвергающейся атакам со стороны западных диверсантов — будь то неправительственные организации, ЛГБТ, журналисты или Хиллари Клинтон - воскрешение вратаря является несомненным символом необходимости быть на страже.

Но не будем забывать о нападении как о форме обороны. Путин не такой уж гениальный стратег, каким его многие считают, он, скорее, эффективно противодействует, играя в контрнападении. В прошлый раз, когда Россия пригласила весь мир на свою территорию, в Сочи, Путин отреагировал на то, что он воспринял как геополитическую выходку — подписание ЕС торгового соглашения с Украиной и принуждение ее отвергнуть Евразийский союз Путина — захватив Крым и ввергнув страну в хаос. Процесс братания с Западом с тех пор надолго поставлен на паузу.

Стремление в космос: И снова лидер технологий

С гонкой ядерных вооружений переплетается космическая гонка — нечто, на что новый плакат чемпионата мира изо всех сил намекает Яшиным, тянущимся к футбольному мячу, который превращается в планету Земля, как она выглядит из космоса, с Россией на вершине.

Космическая гонка стала последним разом, когда Москва лидировала в области технологий, причем Америка в итоге опередила СССР в гонке на Луну. Теперь, чтобы избежать тяжелого экономического состояния и вернуться к положению серьезной мировой державы, России крайне необходимо диверсифицировать свою экономику и нарастить свой технологический сектор. Собственно, как говорят, Путин ориентируется на цифровой прогресс в качестве центральной темы своей предвыборной кампании 2018 года.

Президент России, который ранее называл интернет “проектом ЦРУ” и говорил, что “редко” пользуется им, начал попытку ребрендинга в сентябре, посетив штаб-квартиру Яндекса, единственного российского интернет-гиганта. "Цель ясна и однозначна: господин Путин предлагает возможности, он продолжает быть будущим", - написал в недавней статье московский корреспондент агентства Independent Оливер Кэрролл. Плакат буквально кричит, что россияне должны помнить о своем потенциале — ”Вернемся к тому времени, когда страна была будущим”.

Далеко ходить не надо, чтобы дотянуться оттуда до предполагаемых хакерских атак Кремля на выборы США 2016 года, внимание американцев к которым ненавидят российские оппозиционеры, утверждая, что это усиливает ложное представление о Путине как о всевидящем сером кардинале геополитики. Призрак "космической гонки" переносит зрителя прямо к тому времени, когда Америка была врагом России номер один — то, что Кремлевская пропаганда продвигает с тех пор, как тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон выступила за антипутинских демонстрантов в 2011 году.

Точно так же, как отважные коммунисты побеждали богатых капиталистов американцев во время ранних вторжений в космос, теперь считают, что Кремль противодействует технологической мощи США с помощью всякого сброда из хакеров преступников, низко-оплачиваемых троллей и македонских подростков. Это превзошло самые смелые мечты - посеять хаос в хваленой демократической системе – послание ясно говорящее: у любого русского неудачника есть все, что нужно для соревнований.

Конструктивистский дизайн: Энергия, мастерство и победа

Центральный элемент посланий - это сам дизайн. Никуда не деться от того факта, что плакат обращается к прошлому в то время как несет послание о будущем. Но вместо социалистического реализма, определяющего советскую пропаганду со времен Сталина, с его патерналистским посылом, бесстрастными образами и тусклой палитрой, дизайнер Игорь Гурович обратился к самой захватывающей политической эпохе и художественному движению в русской истории: к 1920-м годам и конструктивизму.

Там, где десятилетием ранее западные европейцы использовали кубизм для фрагментации реальности, русские конструктивисты, такие как Казимир Малевич, Эль-Лисицкий и Владимир Татлин, стремились преобразовать ее своими жгучими геометрическими формами и яркими, пронзительными линиями.

Движение процветало на современных материалах, буме массового производства и физической перестройке, имеющей место при индустриализации России 1920-х годов. Некоторое время эстетическое движение получало поддержку со стороны государства, которое хотело создать динамичное новое сознание в новом советском человеке, но при Сталине его посчитали слишком интеллектуально элитарным, и движение впало в немилость.

Визуальный язык конструктивизма, "несомненно, считается русским во всем мире", - сказал Гурович на презентации плаката. "Поэтому в своей работе над плакатом я очень хотел показать этот язык современным и актуальным”.

Для внешнего мира конструктивистские мотивы исторически напоминают русскую энергию, мастерство и художественную провокацию. Но главное, плакат художественно провокационной эстетики был одобрен государством. Это, конечно, и рядом не стояло с по-настоящему провокационной работой современных русских артистов, как, например, кричащие в адрес Путина девицы из группы Pussy Riot в храме или Петр Павленский, зашивающий себе рот на пикете у Казанского собора в Санкт-Петербурге, выступая против равнодушия российского общества.

ИноСМИ: Российский плакат чемпионата мира по футболу 2018 года содержит скрытое послание Западу

Бей Белых Красным клином (Эль Лисицкий)

Треугольная форма Яшина напоминает знаковую работу Эль-Лисицкого «Бей Белых Красным клином» (1919). Там маленький, острый, движущийся красный клин большевизма пронзает всеохватывающий круг буржуазных капиталистических белогвардейцев. А здесь проворный черный треугольник русского вратаря нонконформиста пролетает над зеленым футбольным полем Западной гегемонии со своими устаревшими правилами и нормами. Все поглощают лучи желтой энергии, сияющие из шара с Россией наверху.

------------------------------
** - Во всём мире Яшина называли либо «Чёрная пантера» за его всегда чёрную вратарскую форму, его подвижность и акробатические прыжки, либо «Чёрный паук» за его длинные, всё достающие руки. (прим. переводчика)

*** - Чистильщик (sweeper) - футболист, страхующий действия своих товарищей по обороне. (спортивный сленг, прим. переводчика)


Источник: QUARTZ

Перевел с английского: dead-ared
+4

Похожее

Социальные комментарии Cackle