ИноСМИ: Секретное оружие России? Валерий Гергиев и восхитительная музыка Мариинского оркестра » Диванные войска

ИноСМИ: Секретное оружие России? Валерий Гергиев и восхитительная музыка Мариинского оркестра

Los Angeles Times (США) | Марк Швед (Mark Swed) | 2 ноября, 2017

ИноСМИ: Секретное оружие России? Валерий Гергиев и восхитительная музыка Мариинского оркестра

Валерий Гергиев дирижирует Филадельфийским оркестром в 2015 году.
(Кэролин Коул / Лос-Анджелес Таймс)

В среду Валерий Гергиев привез свой чудесный оркестр Мариинского театра в концертный зал Уолта Диснея, чтобы представить программу с ярко выраженной русской музыкой. Солировал ведущий российский пианист Денис Мацуев. Это был долгий, захватывающий и восхитительный вечер. Надо ли из-за этого беспокоиться? Возможно.

Почти четверть века назад я написал комментарий для журнала Opera News с предупреждением о том, что Гергиеву, которому исполнилось 40, нужно притормозить. Выдающийся российский дирижер пристрастился к безостановочным гастролям. Он управлял Мариинской оперой и балетом в Санкт-Петербурге. Собирался также поработать музыкальным руководителем Роттердамской филармонии. Был приглашенным дирижером оркестров и оперных трупп повсюду. Постоянно все записывал. У него вошло в привычку затевать фестивали везде, куда бы он ни приезжал.

А дальше он только набирал обороты.

С тех пор Мариинский перерос в огромный комплекс, для которого Гергиев построил второй оперный театр и концертный зал. Не так давно он добавил еще один концертный зал у себя в Санкт-Петербурге. Он проводит больше фестивалей, чем кто-либо в России и за ее пределами, в том числе и «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, где он наверняка будет устраивать еще больше опер и концертов сутки напролет. Он прибрал к рукам знаменитый Международный конкурс имени П. И. Чайковского. На текущий момент он добавил к своему резюме должность музыкального руководителя Мюнхенской филармонии. За один день он провел концерты на трех континентах. Наверняка я что-то упустил и, возможно, немало.

В сентябрьском интервью российскому информационному агентству ТАСС Мацуев, который вот уже два десятилетия является подчиненным и бессменным музыкантом Гергиева на общих основаниях, заявил, что дал 264 невероятных сольных концертов в прошлом году. Затем отметил, что даже он не может поспеть за Гергиевым, которого называет своим наставником.

Считать ли это российским секретным оружием? Опять же, возможно.

И у Гергиева и у Мацуева тесные связи с Президентом России Владимиром Путиным. Что до дирижера, эти связи восходят к его ранним годам в Мариинском театре (он стал его музыкальным руководителем в 1998 году, при Советах он назывался театр имени Кирова), когда Путин был вице-мэром Санкт-Петербурга и поддерживал оперу и балет. Тогда, и в какой-то мере сейчас, политическим принципом было снова сделать Россию великой - через культуру!

Программа в концертном зале Уолта Диснея, однако, предложила поразительный и восхитительно тонкий подход к русской музыке. Началась она с девятой симфонии Шостаковича. Поговаривают о нео-сталинском движении в Кремле. Но энергичное исполнение Гергиевым симфонии 1945 года, которой Шостакович, возможно, хотел выразить (и которую Сталин, безусловно, так и воспринял) легкомысленное свержение диктатора, поведало нам совершенно иную историю.

Российские чиновники в конце Второй мировой войны хотели заполучить симфонию победы. Вместо этого Шостакович предложил пять коротких, игривых, а иногда и саркастических легковесных частей. Гергиев придал им вес. Он придает вес всему, выстраивая оркестровый звук, начиная с басовых инструментов. Он пробуждает пустой героизм, а затем урезает его, пугающе глумясь над восстающим народом.

Ранний Концерт Прокофьева для фортепиано №2 стал полигоном для более жесткого героизма. Мацуев начал со звука мощного гонга, и красивая вступительная мелодия зазвучала как некий величественный призыв. Это был призыв к эффектной битве, поскольку позже он доминировал на фортепиано с удивительной силой. Исполняя на бис “Музыкальную шкатулку” Лядова, Мацуев продемонстрировал еще одно российское секретное оружие - способность наполнить энергией верхние регистры фортепиано всего лишь силой пальцев.

Тяжелая третья симфония Скрябина (”Божественная поэма") после перерыва предоставила чрезвычайно полезную возможность увидеть, как далеко Гергиев зашел в своем непрекращающемся музыкальном поиске. Одной из его первых записей, фигурирующей как неизвестная в 1989 году, было живое исполнение этой страдающей манией величия, оккультной, искаженной Вагнеровской симфонии начала 20-го века, которая длится чуть меньше 50 минут и представляет собой видение апокалипсиса через возбуждающую сексуальность.

Эта ранняя запись показывает нам юношу, поигрывающего своими неслабыми музыкальными мышцами, но который слишком сдерживается, не давая себе волю. Три года назад Гергиев записал ее снова с Лондонским симфоническим оркестром как раз в разгаре проблемного периода своего музыкального руководства (британские критики обвиняли его за чересчур разросшееся влияние). Разочаровывающе напыщенное исполнение.

Но в Диснее, вместе со своим Мариинским, который может похвастаться большим количеством стильных молодых игроков, боготворящих Гергиева, симфония Скрябина прозвучала потрясающе. Оглушающая медная секция представила Скрябинское видение утопической новой эры человечества. Средняя часть с ее витиеватой мелодией (на протяжении нескольких дней невозможно выкинуть ее из головы), разрасталась в своей восхитительной величественности, и, казалось, этому не будет конца. Кульминация достигла высшей точки.

Гергиев, с его смехотворно примечательной дирижерской палочкой размером не больше карандаша и левой рукой с изгибающимися пальцами, был тем, кто творил все это волшебство. Его музыканты из Мариинки играли, словно сами проживали все эти чудеса, каждое из которых было сказочным открытием. Исследователи сна, не сумевшие найти источник вечного фонтана свежести Гергиева, просто не в ту степь смотрят.


Источник: Los Angeles Times

Перевел с английского: dead-ared

+3

Похожее

Социальные комментарии Cackle