Секретный проект СССР: Атомный автомобиль » Диванные войска

Секретный проект СССР: Атомный автомобиль

Диванные войска | Ёжик | 10.01.2018

Секретный проект СССР: Атомный автомобиль
фото: www.popmech.r


В 1949 году СССР успешно испытал свою первую атомную бомбу, став второй страной, после США, обладающей ядерным оружием. В принципе, с этого момента и началась "ядерная эра" для миллионов советских граждан.

Ученые, энтузиасты, любители и обычные граждане размышляли и мечтали о том, куда и как можно применить силу "атомной энергии". Предлагались самые разные фантастические идеи о создании ядерных поездов, атомных пуль, утюгов, автомобилей и, чего ни коснись, все должно было быть атомным или ядерным. Но практически все, что смогла придумать и воплотить советская наука, целиком и полностью уходило на оборонную промышленность: атомные подводные лодки и ядерные ракеты.

Конечно, был и "мирный атом", дающий электроэнергию стране, и СССР занимал лидирующие позиции в мире по укрощению атомной энергии, а так же ледоколы, бороздящие просторы Ледовитого океана.


Секретный проект СССР: Атомный автомобиль
фото: s.mediasole.ru


Однако, один из фантастических проектов все-таки воплотился в изделии и был безусловной победой прогрессивных романтиков того времени. Это "Волга-Атом" - первый и единственный в мире атомный автомобиль. Интересно, что идея создания этого проекта пришла из США, на тот момент в Америке тоже вовсю бушевала "атомная эра". Компания "Форд" представила концепт автомобиля, где вместо двигателя предполагался ядерный реактор, причем концепт этот даже не был полноразмерным. Это была просто футуристическая "моделька".

На одной из выставок этот концепт увидел один из секретарей советского посольства, о чем немедленно доложил в своем отчете. На Родине идея "Форда" никого не заинтересовала, ее посчитали простой фантазией. Но на всякий случай отправили отчет в министерство, которое тогда занималось всеми атомными проектами. Вот так, один из дизайнеров-фантазеров компании "Форд", сам того не зная, дал старт секретному советскому проекту "атомный автомобиль".


Секретный проект СССР: Атомный автомобиль
фото: www.popmech.ru
концепт-кара Ford Seattle-ite XXI с атомным силовым агрегатом


Несколько физиков ядерщиков под руководством Александра Каменева занялись этим проектом. Предстояло сделать практически невозможное. Взяв за основу атомный реактор ледокола "Ленин", конструкторы попытались сделать меньшую копию реактора, но у них ничего не вышло. Уменьшить реактор до нужных размеров было невозможно по многим причинам, и работы затянулись вплоть до 1960 года.

На одном из совещаний Каменев предложил новую революционную идею. Масштабирование проекта в меньшую сторону не дало ни какого результата, поэтому было предложено оставить классическую схему бензинового двигателя, но со значительными доработками.
Как мы знаем, работа двигателя это и есть серия маленьких чередующихся взрывов, так вот, пред учеными ставилась новая задача - взять под контроль маленькие ядерные взрывы внутри двигателя. За год замысел удалось воплотить в изделии. Новый агрегат А21 представлял собой обычный четырехцилиндровый двигатель, где на торцах цилиндров и поршней располагались пластины, обогащенные изотопом 235 урана. В цилиндры в качестве рабочего тела был закачан гелий. Также в торцы цилиндров были встроены пластины из графита, которые действовали как замедлители нейтронов.


Работа двигателя сводилась к тому, что при ходе поршней в цилиндрах пластины урана сближались, увеличивая коэффициент размножения нейтронов, что приводило к разогреву и расширению гелия, приводя поршень в движение и образовывая "рабочий ход". Контроль оборотов осуществлялся при помощи стержней поглотителей, расположенных на месте клапанов и которые приводились в движение независимо от распредвала. В случае непредвиденной ситуации - аварийной остановки двигателя - предусматривался впрыск борной кислоты в цилиндры, что обеспечивало остановку ядерной реакции. Двигатель был полностью помещен в герметичную капсулу с биозащитой. На испытательном стенде конструкторского бюро двигатель за три месяца "намотал" около 70 тысяч километров.
Для создания шасси нового автомобиля привлекли конструкторов автозавода "ГАЗ", так как вес "атомного двигателя" составлял 500, а не стандартные 200 килограмм. Характеристики двигателя просто поражали: мощность составляла 320 "лошадок", а крутящий момент - невероятные 800 Н*м, это как современный турбированный "Порше Кайен". К проектировщикам кузова выставлялось требование: наличие мощной системы охлаждения и полного исключения доступа под капот, ну это и "коту" понятно - не стоит своими силами чинить "ядерный движок".


Секретный проект СССР: Атомный автомобиль
фото: www.popmech.ru


В 1965 году "Волга-Атом" выехала на испытательный полигон. Большую массу автомобиля компенсировала большая мощность двигателя. Разгон был просто "сумасшедшим" даже по нашим сегодняшним меркам, а вот тормоза не справлялись с этой "неведомой" для автомобиля силой. И система охлаждения не успевала в полной мере остужать мотор.

После испытаний ресурс двигателя составил более 60 тысяч километров, и в целом конструкция показала себя неплохо. Проблема состояла в том, что двигатель нужно было полностью менять, а это требовало достаточно дорогого обслуживания, если бы машина пошла в серию, к тому же имелась не менее важная задача утилизации ядерных отходов. Поэтому разработки и усовершенствования продолжились.


Новый усовершенствованный двигатель не был таким мощным как первоначальный вариант и имел 200 "лошадок" и 600Н*м, а пробег составлял 40 тысяч километров. Однако уже не требовалась полная замена агрегата, нужно было только закачать в цилиндры новую партию гекафторида урана.

Безусловно, такие проекты сейчас кажутся нелепыми и небезопасными, учитывая, сколько аварий происходит ежегодно. Однако такие проекты давали стимул к созиданию чего-то нового, вдохновляли молодых ученых и конструкторов. И, кто знает, может, старые советские идеи обретут новую жизнь в недалеком будущем.


Ёжик для "Диванные войска"
+5

Похожее

Социальные комментарии Cackle